Избранное сообщение

Новый старт

НЕ проходите мимо! Загляните на страницу "Школьный медиацентр" ! Рада поделиться с вами радостью - дан старт новым свершения...

понедельник, 21 ноября 2016 г.

Заметки на полях

Здравствуйте! 
Позади конкурсные испытания, волнения, перелеты...Сейчас начались обычные трудовые будни. Хочу поделиться своими впечатлениями о тех незабываемых днях. Об этом мои заметки на полях...



Зазуляк О.В.
Записки на полях… всероссийского конкурса «Воспитать человека»
09.11.2016
Последние минуты перед отъездом в аэропорт… Так и не смогла уснуть. Волнение накрывает с головой.
Из Челябинска вылетели вовремя. В самолете летела вместе с Кларой Новиковой и Л. Каневским. Как постарели актеры! О чем это я? Ведь и я повзрослела!
Рядом со мной молодая мама с трехмесячным младенцем на руках. Чудный парень всю дорогу улыбался и сладко спал то у мамы, то на моих руках. Смотрю в иллюминатор и вдруг вижу как  падает звезда. Так ярко и так красиво! Совсем рядом. Желание загадать, конечно, не успела, но удовольствие от увиденного получила.
3 часа учила текст, размышляла о том, как здорово, что меня «занесло» в Калининград! Моя тяга к перемене мест удивляет и радует с детства. Столько хочется увидеть, вдохнуть, впитать всеми клетками души, чтобы потом ЖИТЬ этими мгновениями. Вдруг попадаем в зону турбулентности. Начинает трясти, не самые приятные ощущения. Выглядываю в иллюминатор, а там тьма непроглядная. В голове моментально всплыли слова Иринки Волковой «Ничего не видно! Ничегошеньки!». Волнение пропало сразу, а соседка удивленно посмотрела на  мою счастливую улыбающуюся физиономию.
Санкт-Петербург встретил снегопадом и  -7. Усталость от бессонной ночи. За окном хмуро и тоскливо. Идет снег. Боюсь, что могут отменить рейс. Но всё благополучно. Взлетаем. В самолете почти пусто, человек 15, не больше. Рядом все ряды свободны. За окном облака, не уютно. И вдруг, прорвавшись, сквозь пелену облаков, ярко засветило солнце. Облака, как белоснежная перина раскинулись бесконечно! Это необыкновенно! Яркое синее небо, ослепительное солнце и под крылом самолета бескрайнее пушистое покрывало! Теперь я понимаю,  почему летчики так любят НЕБО!
Есть целых 1,5 часа порассуждать. Воспользуюсь советом Ольги Михайловны и задам несколько вопросов сама себе.
Чего я хочу от конкурса?
Удовлетворения профессионального любопытства. Я очень ценю такие конкурсы за возможность встречи и обмен опытом с другими педагогами. Хочу ПОБЕДЫ! Цель вижу! Опыт имею! Могу быть лучшей!
Что потом?
Потом только движение вперед и ни шагу назад! Столько идей в голове. Нужно обязательно реализовать в сё задуманное. Я не могу подвести детей. Они у меня замечательные! Хочу РАСТИ вместе с ними!
Чего боюсь?
Немного страшно от того, что одна. Нет сопровождающих. Рядом нет людей, которые в любой момент могут быть нужны как глоток воздуха. Боюсь, что не смогу справиться с волнением… Но это же естественно!
Что помогает?
Мысль о том, что со мной моя семья, коллеги, дети, друзья. Помогает осознание, что всё, что делаю в жизни – не напрасно! Очень помогают мысли о папе. Его нет уже 19 лет… Столько недосказанного осталось…Я хочу посвятить эту победу именно ему! Он был бы счастлив. И будет!
Помогает мой оптимизм и вера в себя, в свои силы и возможности.
А если вдруг…?!
Я достойно приму любой вариант. Но!!! Со мной БОГ! Я верю, что смогу. Я счастливый человек! У меня столько радости вокруг, что это дает силы на ВСЁ! Только вперед! Только к победе! Моя семья заслужила это!
Зеленоградск – маленькая жемчужина на берегах Балтики. Удивительный городок. Прошлась по узким улочкам, заглядывая в окна домов. Поразительно, но из снежного, хмурого Питера, я вдруг попала в яркий, солнечный уголок на берегу моря. Светит солнышко, и хочется,  как котам на променаде,  понежиться на лавочках под теплыми лучами. Побродив по переулкам и заглянув в кафе «Сковородка», я поняла,  что разница во времени дает о себе знать. Пожилая официантка Людмила Николаевна, больше похожая на Мэри Поппинс, принесла меню и заговорщически начала рассказывать об особенностях немецкой кухни…Заказ сделан. Можно понаблюдать за посетителями. За столиком рядом сидит интересная пара. Дама лет 65 и ее спутник чуть старше. Они активно обсуждают солянку: «Всё так меленько порезано, удобно есть старикам!» и «Пицца просто чудо! Люблю только их пиццу! Острая, как нам нравится!». К ним часто выходят повар заведения Андрей и Людмила Николаевна, чтобы узнать,  довольны ли гости. Про меня тоже не забывают. Вкуснейший штрудель в подарок от повара. Оказывается, так встречают всех посетителей: борются за посещаемость (кафе очень много, конкуренция в действии). Мои соседи оказались постоянными посетителями. Один раз в две недели они приезжают из Калининграда отдохнуть и насладиться видами. Есть о чем задуматься!
Отобедав, двигаюсь дальше. Нужно обязательно отыскать улицу Московскую, на которой есть отделение связи. Хочу порадовать своих близких открыткой с Балтики. Почта оказалась свосем рядом. Здесь все рядом!
Городок больше похож на немецкую деревеньку. Солнышко вдруг спряталось, подул холодный ветер,  и полетели редкие снежинки. Местные жители , тщательно укутавшись, бежали по своим   делам. У почты пришлось 30 минут выстоять в очереди. О чем ведут разговоры пожилые зеленоградцы? Оказывается, так же как и еманжелинцы, о смене счетчиков и водомеров, о размерах пенсии и ценах в магазинах… Ну вот! Открытка куплена и отправлена домой. На одном из перекрестков стоит красивая необычная карусель – окно с открытой форточкой, на котором сидит важный кот. Здесь и фотографируются и катаются одновременно. Мужчина суетился с телефоном, а его спутница кокетливо позировала у кота. Я предложила снять их вместе. Но телефон сел. Татьяна и Василий в знак вежливости сфотографировали меня и завязали разговор. Супруги очень любят путешествовать по городам Калининградской области. Часто приезжают в Зеленоградск, Светлогорск погулять по набережной, в городском парке. Узнав, что я учительница из Челябинской области, приехавшая на Всероссийский конкурс, предложили мне показать город. Мы гуляли вдоль пруда, по берегу моря. Василий восторженно рассказывал о достоинствах Калининграда, достопримечательностях янтарного края. Татьяна больше говорила о людях, о жизни, о проблемах… Мы прониклись таким уважением друг к другу, что новые знакомые предложили мне с ними поехать на машине в Калининград, посмотреть город, сходить в музей мирового океана, музей янтаря. Было бы просто здорово! Но! Я приехала на конкурс и нужно отдохнуть и настроиться на 1 конкурсное испытание.
Вечером все конкурсанты и их сопровождающие встретились в конференц-зале отеля «Самбия», где получили программу конкурса, обменялись первыми впечатлениями.
10.11.2016 г.
Первый конкурсный день. Утром сходила на море. Сегодня оно бурное, волнующее. Так и хочется запеть «О море, море!» Плотный завтрак и вперед! Сегодня самый важный день – знакомство с конкурсантами и жюри. До школы шли 20 минут. Вдоль моря, под крики чаек. Зеленоградская средняя  школа  поражает своими размерами! Она огромная!!! Красивые клумбы и всюду цветущие розы…А у нас уже лежит снег. Нас встречает военный морской оркестр, исполнявший мою любимую «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»». Экскурсия по школе, знакомство с различными учреждениями дополнительного образования Калининградской области… Гуляя по школе вижу священника, который говорит: «Здравствуйте, коллега!». Оказывается протоиерей Сергий по профессии учитель истории и обществознания. Мы мало говорили, но он понял, что я хочу больше всего в этот момент. Он перекрестил меня, положил свою руку на мою голову и благословил.
В актовом зале школы, где проходило открытие конкурса, царило приятное праздничное возбуждение. Конкурсантов проводили на свои места, рядом сели второклашки. Моя ответственная ученица 2-а класса Дарья дрожала от волнения и холода. Мы немного поболтали, обнялись и девчушка, успокоившись, замурликала какую-то песенку.
Ведущие называют мою номинацию, идем с Дашей на сцену, крепко взявшись за руки. Звучит мое имя, Челябинская область, на экране демонстрируется замечательный ролик с видами Челябинска. В голове мелькают разные мысли. Волнения нет, есть уверенность в себе и вера в то, что папа бы мной гордился…
Отгремели фонфары. Теперь начинается самое важное. Первое конкурсное испытание – презентация «Коротко о главном». Я выступаю последней в своей номинации. Мы познакомились с участниками, подбадривали друг друга.  Желаю удачи всем! Ведь здесь уже лучшие из лучших! Слушаю коллег и понимаю, что нужно срочно что-то делать. Моя заготовленная дома речь очень похожа на все остальные. Члены жюри, даже не поднимая головы, пишут, делают какие-то пометки. Начинаю страшно волноваться. Руки холодные. В голове беспорядок. Надо успокоиться. «Отче наш….» Успокоилась. Пошла!
Ставлю перед всеми 4 хрустальных шара и один резиновый мячик. "Представьте себе, что жизнь ребёнка — это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это — Семья, Здоровье, Друзья, Знания  и Душа. Для гармоничной жизни ребёнка необходимо, чтобы шарики постоянно находились в воздухе.
Вскоре он поймёт, что шарик Знания не такой хрупкий, как остальные,  если вы его невзначай уроните (бросаю мячик об пол), он подпрыгнет и вернётся обратно. Но другие четыре шарика хрустальные. Один из шариков Душа. Он  ни в коем случае не должен быть поврежден, а наоборот, защищен и наполнен светом и добром». Начало удалось. Реакция была мгновенной. На меня смотрели все. Глаза председателя жюри светились так, что я поняла, сумела таки достучаться до них.  Это уже удача!
Как выступала, помню смутно. Но была очень искренней.  Пригодились советы, которые дали профессиональные ораторы: быть искренней, заставить плакать или смеяться, рассказывать истории, а не перечислять всем известные факты, не читать по бумаге и др.
Вернувшись на свое место, услышала комментарии соперников. Кто-то подошел и выразил свое восхищение, кто-то демонстративно обсуждал со своими сопровождающими  мой ход с шариками. Но это уже не важно.
Завтра новое испытание – занятие с детьми.
Возвращаюсь в отель. Скорее за компьютер. Ведь на связи Еманжелинск. Дома ждут первых впечатлений. О том, как мои близкие и коллеги организовали телефонную связь я и не догадывалась…
11.11.2016 г.
Ночь была тревожной и бессонной. Утром раз десять перепроверяла, все ли взяла в школу для занятия. В душе был шторм, впрочем, как и на море.
В школе оказалось, что занятия начнутся позже. Волнуюсь. Подходят разные учителя, конкурсанты из других номинаций и подбадривают. Атмосфера очень дружелюбная. С детьми знакомиться раньше не разрешили. Выходит одна из конкурсанток моей номинации со слезами на глазах. Занятие не пошло. Дети не поддержали, техника подвела. Смотрю на нее и вспоминаю,  как утром открыла свою страничку в Контакте и прочитала послание от моих ребят из медиацентра: «Оксана Викторовна, мы уже скрестили пальцы за Вас! У Вас все получится. Мы верим в Вас и ждем. Помните, что для нас Вы уже победитель всех конкурсов, осталось добавить ещё одно достижение в копилку.
Искренне желаем удачи и крепких нервов,
Ваш медиацентр». Невольно потекла слеза… Было так приятно и придало сил. Верю, что у меня всё получится.
Кабинет готов, техника проверена, дети ждут, жюри на месте. Начинаю!
Первые пять минут даны для погружения жюри в программу. Рассказываю о том, какие цели и задачи преследую, почему выстроила именно такую структуру занятий. Что получается, а над чем еще нужно работать. Объясняю свой выбор данной темы занятия, специфику и формы работы. Жюри не проявляет никакой реакции.
Ко мне на занятие пришли 10 ребят из 9-б класса. Два молодых человека и очаровательные девушки. Настрой очень серьезный. Начинаю занятие. Улыбаюсь и говорю о том, что занятие посвящено журналистике. Одна из девочек удивленно громко говорит: «Как журналистике?! Нам не говорили…». Улыбаюсь и уверенно продолжаю. Предложение провести знакомство в форме пресс-конференции дети поддержали. Задавали вопросы в основном про профессию журналиста. Потом я поменяла формат встречи и стала сама задавать вопросы ребятам. Ответы очень порадовали. Взрослые, мудрые рассуждения, которые иногда и от взрослых не услышишь. Первый этап (самый сложный) пройден отлично. Теперь дети готовы идти за мной. На занятии работали в группах, выступая в роли заказчика социальной рекламы, разработчика и потребителя. Кстати, в Зеленоградске вообще нет никакой рекламы на улицах. Это сразу бросается в глаза. Так чисто, уютно и не режет глаз. Слушаю ответы детей. В этот момент один из молодых людей встает, подходит ко мне и говорит: «Извините, но у меня талон на прием к стоматологу. Мне нужно идти». Как реагировать? Конечно, иди. Видели бы свои лица члены жюри в этот момент)
Продолжаем. Рассказываю детям о рекламе в Челябинске «Главное в жизни ТЕПЛОТЕХ!». Смотрю как меняется их реакция, когда продолжаю рассказ о провокации разработчиков и о том, что на самом деле реклама была следующей: «Главное в жизни ТЕПЛО/ТЕХ, кто тебе действительно дорог!».  Сейчас самое время предложить подросткам создать собственный рекламный  продукт. У нас это будет глобус в форме кубика и будет призывать к волонтерской деятельности. 6 человек активно трудятся над кубиком, а трое самых активных сочиняют сценарий для презентации нашего продукта. Дети с удовольствием приняли мои правила игры и активно участвуют во всем. Презентация прошла на ура! А теперь наступила моя очередь показать социальный ролик, сделанный в 2013 г. Моими детьми. Показываю кадры, на которых школа после падения метеорита, разбитые окна, дети, взрослые, кареты скорой помощи…Рассказываю о том, что тогда произошло, как мы пережили этот ужас. Председатель жюри смахивает слезу украдкой.  Другая плачет не стесняясь. Голос дрожит, мурашки по коже. Я вновь переживаю те мгновения и делюсь этим с детьми. К чему все это? К тому, что то событие перевернуло нашу жизнь, дало понять, что действительно ценно. На память о встрече дарю открытки с кусочками метеорита и карманные мотиваторы, сделанные собственными руками. Вот и подошло к концу мое занятие. Снова пресс-конференция. Теперь уже я задаю вопросы. «Оправдались ли ваши ожидая?». Вдруг одна из девушек спрашивает: «Можно я скажу правду?». – Конечно!
«Мои ожидания вообще не оправдались. Я думала, что будет скучно и нудно, как в прошлом году. Нас будут учить,  как родину любить. А тут было так интересно, классно! Мы и поиграли и о серьезном поразмышляли. Мне очень понравилось!». Выдыхаю… Всё получилось! Дети наперебой начали говорить о своих впечатлениях. Формат встречи не позволяет проводить занятие более 30 минут. Останавливаю и предлагаю обязательно пообщаться позже. Я искренне благодарна ученикам 9-б класса Зеленоградской средней школы за их открытость, ум, мудрость и поддержку!
В тот момент мне совсем не важно было,  понравилось ли занятие жюри, ведь мне самой оно доставило огромное удовлетворение.
Дети вышли. Жюри улыбается. Теперь предстоит ответить на вопросы. По программе только один уточняющий вопрос от председателя. Оказывается, она лично изучала мою программу. Другие вопросы были на разные темы. Например: «Какая деятельность учителя истории или педагога дополнительного образования мне нравится больше?», «Какие категории детей занимаются в медиацентре? Какие формы работы я использую?», «Почему я применяю технологию перевернутого обучения? Какие результаты она дает для личностного роста ребенка?». Отвечаю без затруднений. Свободно привожу примеры и аргументы в защиту своей точки зрения. Выходя из кабинета, каждый член жюри тайком от других делали знаки внимания (улыбались, подмигивали). Я поняла, что выйду в тройку лучших в своей номинации. Интуиция меня не подвела! Но итоги сообщат только вечером. А теперь в моем распоряжении половина дня. Бегу в отель, чтобы выйти в скайп и пообщаться с мужем и подробно рассказать Наталье Юрьевне про занятие. Знаю, что дома волнуются и ждут моего отчета. На улице творится что-то необыкновенное. Утром было пасмурно и море штормило. Сейчас же небо стало ярко голубым. Светит солнце. Душа моя поет!
Иду поддерживать коллегу из Челябинска, ее задача провести мастер-класс для педагогов. Свободное время решили провести с пользой. Дружной компанией из 4 человек отправились в Калининград. Таксист Дмитрий, узнав кто мы и как оказались в Зеленоградске, подробно рассказывает о жизни людей, о местах, которые проезжаем. Мы решили побывать в музее мирового океана. Посетили подводную лодку, взошли по трапу на военный самолет, изучили глубоководные батискафы, потрогали ус кита и удивились древним снаряжениям аквалангистов. Погуляли по вечернему городу. Зашли на чашечку кофе в район Рыбацкой деревни. Затем отправились в главный Кафедральный собор. Звучала органная  музыка. На душе становилось как-то тревожно. Разговоры между конкурсантами были только о том, кто же пройдет во второй тур финала… Едем в Зеленоградск. В 21:00 в актовом зале школы собралось жюри, все конкурсанты и их сопровождающие. Начинается оглашение результатов. Мое имя среди финалистов!!!! Ура! У меня получилось! Пишу СМС мужу. Ведь дома уже ночь, но там ждут моей весточки. Кто-то разочарован, кто-то счастлив. Конкурс есть конкурс.
Завтра всё решится. А сегодня иду спать. Утро вечера мудренее…
12.11.2016
Просыпаюсь в 05:00. Не спится. Выхожу на связь с домом. Общаюсь с коллегами. Получаю последние наставления. На завтраке ко мне подошла председатель жюри и сказала, что очень рада за меня, желает удачи и попросила ничего не менять в моих выступлениях, а быть самой собой.
Иду в школу. Первое испытание на сегодня – панельная дискуссия. Всем 15 финалистам предлагают поразмышлять и высказать свое мнение по определенному утверждению. Для меня это легко. Опыт проведения гражданских форумов со старшеклассниками оказался очень полезен. Главное, не повторяться. Нас много, все хотят понравиться жюри и хоть что-то сказать (заработать баллы). Но для меня эта тактика не подходит. Принимаю решение, говорить только тогда, когда действительно есть что сказать и главное, привести аргумент. Профессия учителя истории помогает и в этом. Поднимаю руку, модератор предлагает высказаться по поводу того, нужно ли школе заниматься воспитанием. Отвечаю утвердительно, добавляю, что воспитывать нужно не только детей, но и родителей. Ведь родители нынешних подростов это люди, чье детство пришлось на 1990 годы. А мы знаем,  какой период в нашей истории был тогда. Ответ понравился. Жюри стали аплодировать.
Потом нужно было держать марку. На вопрос нужно ли заставлять детей трудиться, я ответила,  нет. Так как считаю, что это должно быть внутренней потребностью человека. В качестве аргумента привела пример из собственной педагогической практики. Будучи молодой учительницей,  я работала с пятиклассниками и один из учеников часто пропускал уроки, не делал домашние задания. Кирилл был из очень сложной семьи. Родители пили, не работали. Он был старшим из 6 детей. Однажды я говорю ему: «Кирилл, как тебе не стыдно! Почему ты не прочитал мифы Древней Эллады?». На что он, грустно посмотрев на меня, сказал: «Оксана Викторовна, вы лошадь запрягать умеете?». – Нет. «А я историю не знаю!». Тот случай научил меня многому. Жюри аплодировали.
Дискуссия шла 1,5 часа. Стало понятно, кто выйдет в пятерку лучших.
40 минут перерыв. Звоню домой. Теперь предстоит творческий конкурс. В спортивном зале школы собрались все финалисты и члены жюри. Были сформированы 5 команд. Я попала в группу к коллегам из Санкт-Петербурга. Учитель физической культуры  и преподаватель технологии из колледжа. Нам предстояло в течение 1 часа создать сценарий социального ролика на тему «Воспитание человека будущего». Мне было легко. Я попала в свою стихию. Ведь с детьми мы часто пишем сценарии и снимаем ролики. С коллегами тоже повезло. Нам удалось быстро договориться о том, кто какую работу выполняет, и началась работа. Члены жюри пристально наблюдали за нашими действиями. Подходили и смотрели, как мы работаем. Чаще других около нас был главный редактор «Учительской газеты» Положевец  П.Г. Час пролетел быстро, теперь нужно представить наш шедевр. Мне досталась роль сценариста, который покадрово рассказывал о том, что будет на экране. Коллеги немного разволновались, и мне пришлось самой представить более подробно сценарий. Вопросов у жюри не возникло. Наша группа выступала первой, и было интересно, что же покажут другие конкурсанты. Разочаровало то, что 2 группы взяли готовые социальные ролики из Интернета и выдали их сюжет за свою идею. Не приемлю плагиата!
Вот  и все! Теперь на обед и в автобус. Переезд в город Светлогорск на закрытие конкурса. Театр эстрады «Янтарь холл» поразил своими размерами и великолепием. Мы заняли свои места в первом ряду. Началось торжественное закрытие с лазерного шоу, от которого дух захватывало. Выступали юные таланты. Наступил волнительный момент. Нашу тройку финалистов пригласили на сцену. Главный редактор «Учительской газеты» и депутат Государственной Думы открыли конверт и объявили имя победителя! На огромном экране было мое фото. Я победитель! Что я чувствовала в тот момент?  Конечно, радость и гордость за себя, мою замечательную 16 школу, моих коллег!
СМС родным, директору школы, на кафедру воспитания в ЧИППКРО. Знаю, что Еманжелинск, да и Челябинская область ждет результатов.
После закрытия ко мне подошли члены жюри и признались, что с первой минуты нашего общения были на моей стороне. Я поразила их своей открытостью и живостью. Это действительно так. Я не стала создавать какой-то образ. Я была сама собой. Как советовали дети, как велела моя душа.
13.11.2016
Утром провожала своих коллег из разных территорий. За три дня мы стали дружны и как будьто  знакомы давно. У меня есть целый день, чтобы насладиться городом. Погулять и посмотреть музей кошек. Да, только в Зеленоградске есть уникальный Мурариум. В старой водонапорной башне предприимчивая дама из Москвы создала музей братьям нашим меньшим. Каких только Мурок, Кисок, Васек и прочих тут нет! Тряпичные, керамические, стеклянные, деревянные, вышитые, нарисованные, ужасные и добрые, этнические, всякие! А вид со смотровой площадки просто восхитительный!
Ну вот и все. Пора домой. Лечу в Челябинск!
14.11.2016
Я ещё в пути. 10 часов сижу в аэропорту Шереметьево. Есть время для размышлений... думаю о незабываемых трех днях всероссийского конкурса "Воспитать человека", который проходил на Калининградской земле. Столько чувств смешалось! Чувство гордости за себя и свою любимую Челябинскую область, чувство удовлетворения от того, что была возможность пообщаться с коллегами из разных уголков России, чувство радости от того, что огромное количество людей меня поддерживали и верили в победу, чувство усталости, бессонные ночи и напряжение давали о себе знать... Но все это и придает особый смысл всему, что со мной случилось. Эта победа была бы невозможна без трех выпускников школы, которые в далеком 2006 создали детское телевидение "16TV"! ВЛАД АЛЕКСЕЕВ, АНТОН БЛИНОВ И ДАРЬЯ ФИЛИПЕНКО! Спасибо вам, ребята! Я достойно продолжаю и развиваю те росточки, что были посажены вами.
Подлетаю к Челябинску. Какая же у нас красивая область. Горы, снежные макушки елей и сосен, зеркальные блестки озер и рек… Мой Урал. Как здорово возвращаться домой.
Дом...Какое счастье вернуться туда, где тебя любят и ждут! Моя семья, мои друзья, мои коллеги! Спасибо ВАМ!  Только сейчас поняла, как волнительно, трудно было идти к цели.
А что теперь?
А теперь идем дальше. И снова «Здравствуйте, дети!». Продолжаем трудиться и творить чудеса для тех, кто в нас верит и ждет.



Комментариев нет:

Отправить комментарий